Аштанга Виньяса йога – знаменитая на весь мир йогическая система, это жесткая динамическая практика, в основе которой лежат последовательности асан, совмещенные с пранаямой и связанные между собой виньясами (повторяющимися комплексами движений). На протяжении всего урока ученики не забывают о трех главных бандхах и дришти (концентрации внимания на определенных точках в теле).
Аштанга Виньяса йога - это не выхолощенный и адаптированный под массы стиль, она не потворствует несовершенству и слабостям ученика, а растит духовно и физически сильную личность, вопреки возникающим во время занятий трудностям и препятствиям.
История направления
Основателем школы Аштанга Виньяса йоги, открытой в 60-х годах прошлого века в Индии, является Шри Кришна Паттабхи Джойс, обучавшийся у прославленного индийского учителя йоги и великого гуру Шри Тирумалая Кришнамачарьи более тридцати лет.
Шри Кришна Паттабхи Джойс
Этот знаменитый на весь мир стиль является разновидностью Хатха йоги, телесно-ориентированной практикой, которая получила широкое распространение на Западе несколько десятилетий назад. Именно тогда к Паттабхи Джойсу стали приезжать первые ученики из Европы и Америки.
Данная йогическая традиция находит свое философско-практическое обоснование в Бхагават-гите, Шива-самхите, Хатха-йога-прадипике, Патанджали-даршане и других основополагающих трудах.
Несмотря на то, что Аштанга йога считается весьма жесткой системой развития физического тела, Патабхи Джойс до конца жизни оставался непоколебим в своем намерении сохранить первоначальный подход школы к практике йоги.
В России это направление стало распространяться с 90-х годов прошлого века, когда книга Джойса «Йога мала», считающаяся «учебником» Аштанга йоги и ее самым достоверным трактатом, впервые была переведена на русский язык и привлекла внимание широкого круга практикующих. В настоящий момент эта школа, как система психофизического развития, вызывает живой интерес у активных и физически сильных молодых людей, стремящихся развить себя до соответствия идеалам Традиции.
Особенности стиля
Главной отличительной особенностью Аштанга Виньяса йоги является использование виньяс для связки асан. Виньяса – это способ дыхания и движения, который позволяет сохранять концентрацию во время перехода к следующей асане. Для всех поз установлено определенное количество виньяс (минимальное количество виньяс в асане – от пяти до восьми). Для чего это нужно? Виньясы сильно разогревают тело, по словам Джойса, заставляют кровь бурлить, что способствует очищению внутренних органов и самой субстанции от загрязнений и токсинов. Благодаря тому, что значительно усиливается приток крови к тканям и суставам, выполнение асан становится более комфортным и безболезненным.
Эта динамичная практика придется по душе сильным и энергичным людям, имеющим отличную физическую подготовку. При травмах позвоночника и отсутствии достаточного опыта рекомендуется освоение более «мягких» стилей.
Особое внимание уделяется создающим внутренний огонь и «запечатывающим» энергию бандхам (Мула-бандха, Джаландхара-бандха и Уддияна-бандха), а также дришти (дополнительная техника концентрации внимания во время выполнения асаны), каждое из которых соответствует определенной виньясе. Всего существует девять дришти. Это нос, район «третьего» глаза, пупок, большой палец, ладони, стопы, а также направления взгляда вверх, вправо и влево.
Аштанга йога учит, что истинная сущность работы виньясы проявляется только при достижении состояния Тристханы. Она охватывает три уровня очищения: тело, нервную систему и ум. Тристхана – это контроль за позой, способом дыхания и направлением взгляда (дришти).
Асаны укрепляют физическую оболочку, дришти очищает ум и обеспечивает его устойчивость, а Уджайи-Пранаяма разогревает тело изнутри и накапливает большой объем энергии за счет синхронизации дыхания и движения.
Уровни Аштанга Виньяса йоги
Аштанга Виньяса йога состоит из шести уровней (последовательностей поз), восходящих по уровню сложности.
Два нижних уровня (Йога Чикитса или начальная последовательность и Нади Шодхана или средняя последовательность) являются самыми важными для начинающего йога. На их освоение может уйти несколько лет усердной практики. Последующие серии, входящие в Стхира Бхага (продвинутые последовательности) доступны не всем.
Как проходит занятие?
Традиционно занятие начинается с пения мантры, затем ученики выполняют комплекс Сурья-намаскар. В продолжение всей практики поддерживается Уджайи (Победоносное дыхание) вместе с легкой уддияна-бандхой.
Класс для начинающих отличается несколько замедленным темпом и более подробными объяснениями. Новички не выполняют полностью первую серию (она состоит из 90 поз, с учетом выполнения ассиметричных асан в обе стороны, а также многократного выполнения некоторых поз), они доходят только до Навасаны, после которой приступают к заключительному блоку. Остальные позы из первой серии добавляются в практику постепенно, по мере освоения простейших.
Когда ученик достигает успеха в первой серии, он начинает добавлять асаны из следующей последовательности. С этого момента темп занятия постепенно наращивается, поскольку при слишком размеренном темпе практика может растянуться на несколько часов.
Завершается занятие заключительным блоком, в который обязательно входит стойка на голове (Ширшасана).
Эффект
Аштанга Виньяса йога создает «внутренний огонь», который запускает процессы очищения в теле, вместе с обильным потоотделением выводит шлаки. Затем происходит «очищение» нервной системы и органов чувств.
Регулярные занятия формируют гибкое, сильное и крепкое тело, успокаивают ум и учат глубокой концентрации.
Шри К. Паттабхи Джойс говорил о необходимости внутреннего очищения от шести ядов, которыми покрыто сердце человека. Это кама (желание), кродха (гнев), моха (иллюзия), лобха(жадность), матсарья(зависть) и мада (лень). Согласно Аштанга Виньяса йоге, внутренний жар, сопровождающий усердную практику, способен растопить эти яды и открыть сердце для Бога.
Источник: http://enjoyoga.ru/styles/ashtanga-vinyasa/
No comments:
Post a Comment