Saturday, December 24, 2011

Самолёт-дирижабль «БАРС» — новый класс летательного аппарата

БАРС — Безаэродромный с Аэростатической Разгрузкой Самолет


Создание традиционной транспортной инфраструктуры по типу Западной России на территории Восточной России, занимающей территорию в несколько десятков тысяч квадратных километров, потребует, как утверждают многие аналитики, не один десяток триллионов рублей и не одну сотню лет.

Решить эту задачу в самое кратчайшее время с относительно небольшими затратами можно за счет внедрения проекта БАРС, представляющего собой комбинированное воздушное транспортное средство, соединяющее в себе лучшие свойства самолета, вертолета и аппарата на воздушной подушке.

Известные летательные аппараты (ЛА) — самолеты, вертолеты, дирижабли и другие воздушные транспортные средства — для выполнения указанной задачи малоэффективны. Самолету нужен аэродром; вертолет имеет ограниченную дальность, относительно небольшую массу перевозимого груза (не более 20 тонн) и высокую стоимость перевозки; дирижабль — ограничения по погодным условиям и безопасности полетов, ему необходима также сложная и дорогостоящая инфраструктура обслуживания.

Проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью обоснования концепции воздушного транспортного средства — безаэродромного с аэростатической разгрузкой самолета (БАРС).

БАРС — Безаэродромный с Аэростатической Разгрузкой Самолет. Проект Белла-1. (фото www.tumenecotrans.ru)
Безаэродромный с аэростатической разгрузкой самолет (БАРС)
В этом транспортном средстве решены проблемы и недостатки известных ЛА. Подтверждена эксплуатация с неподготовленных взлетно-посадочных площадок — озеро, река, болото, поле; обоснована независимость от погодных условий при автономном базировании и высокой безопасности полета.

Автору изобретения и главному конструктору, кандидату технических наук Александру Филимонову удалось найти принципиально новую концептуальную схему летательного аппарата, сочетающего в себе лучшие качества дирижабля, самолета, вертолета и судна на воздушной подушке.

Сама идея увлекла изобретателя более десяти лет назад.

— В конце восьмидесятых я работал в Тюменском индустриальном институте,- вспоминает Александр Иосифович.- Тогда все ломали голову над одной серьезной и очень важной проблемой: как доставлять оборудование, крупные многотонные блоки на Ямбургское газоконденсатное месторождение. И мы у себя, на кафедре подъемно-транспортных машин, взялись за ее решение. В ходе работы родилась такая вот гибридная концепция летательного аппарата.


Достигнуты высокие летно-технические характеристики на основе трубных, стендовых и летных испытаний: аппарат имеет в полете лобовое сопротивление, сравнимое с обычным самолетом, имеет также необходимую устойчивость и управляемость на всех режимах полета, высокие взлетно-посадочные характеристики с применением шасси на воздушной подушке.


Что касается реализации проекта БАРС, ВТТК, то, как показывает анализ, наиболее близким по технологии изготовления БАРСа и в целом ВТТК является аэрокосмический комплекс РФ. Владение технологиями изготовления из композиционных материалов, а также универсальными системами управления позволит ему в кооперации с авиационными КБ, НИИ и другими отраслями в течение 3 — 5 лет реализовать проект БАРС и ВТТК.

Жизнеспособность проекта БАРС подтверждена постройкой его пилотируемого аналога и его успешными летными испытаниями, проведенными зимой на сельскохозяйственном поле под г. Тюменью в 1996 году.

Однако, несмотря на это, а также на многочисленные запросы потенциальных пользователей такого ЛА на интернет-сайте http://www.tumenecotrans.ru о возможности приобретения БАРСа или возможности воспользоваться его услугами, им приходится разочаровываться, так как проект до сих пор не реализован по причине мощного сопротивления административной и технической бюрократии. Чтобы реализовать проект, необходимы денежные средства, и не малые. Такие средства имеются не только у государства, но и у регионов, которым под силу реализовать проект, создав необходимую финансово-организационную структуру. Была бы воля.


Существуют проблемы России, которые не могут быть решены с необходимой и достаточной эффективностью имеющимися транспортными и технологическими средствами. К таким проблемам относятся, например:

• тушение глобальных лесных и техногенных пожаров;
• утилизация попутного нефтяного газа;
• доставка грузов в труднодоступные регионы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;
• снижение затрат, исключение неоправданных человеческих жертв при ликвидации последствий землетрясений, наводнений, смерчей, ураганов, техногенных катастроф;
• охрана южных границ, борьба с терроризмом и др.
Решают указанные проблемы в полной мере и с высокой эффективностью воздушные транспортно-технологические комплексы (ВТТК) на базе БАРСа (рис. 2), например:
• «БАРС — бортовая дождевальная установка»;
• «БАРС — установка по сжижению попутного нефтяного газа»;
• «БАРС — мобильная грузовая платформа».
Воздушный транспортно-технологический комплекс «БАРС — мобильная грузовая платформа»

При этом транспортная эффективность БАРСа по весовой отдаче в 2 — 3 раза, а по удельной производительности в 1,5 — 3 раза выше в сравнении с транспортными грузовыми самолетами-аналогами.


Источник: http://www.itlicorp.com/news/1025/

No comments:

Post a Comment