Sunday, December 18, 2011

Шивананда йога



Шивананда йога – это пять «правильных» принципов, 12 самых важных асан, мантры, пранаямы, медитации, служение миру, изучение священных писаний, духовное и физическое благополучие, собранность ума и никакого аскетизма.



«Служи, люби, дари, очищайся, медитируй, реализуйся!»

Свами Шивананда



На сегодняшний день школа Свами Шивананды является одним из немногих стилей, обучающих духовной практике, наиболее приближенной к йоге Патанджали. Данное направление отличается универсальностью и целостным подходом.

Это путь к физическому и ментальному благополучию. Шивананда йога учит согласованности и единству тела, души и ума, она предлагает эффективные и простые «инструменты» для укрепления организма, гармонизации сознания, помогает избавиться от внутренних проблем и придает душевные силы, так необходимые человеку в современном мире.

Шивананда йога проста и доступна даже непосвященному человеку. Практика не требует каких-то специальных вспомогательных средств или особой физической подготовки. Однако людям, не желающим обременять себя телесной нагрузкой, следует обратить внимание на Мантра йогу, поскольку Шивананда йога их все же предполагает.


История направления

Данный стиль разработан одним из известнейших индийских философов йоги, Свами Шиванандой, окончившим в молодости медицинскую школу в Панджоре и получившим степень бакалавра.

Свами Шивананда


С 1913 по 1922 год он работает врачом в Малайзии, проповедуя учения йоги и Аюрведы. По рассказам очевидцев, гуру обладал особым даром целительства и удивительно добрым характером.

Через два года в Ририкеше он обретает своего учителя – Свами Шри Вишвананда Сарасвати и получает посвящение в санньясу. Вскоре Шивананда раздает всё свое имущество и становится отшельником на целых десять лет, странствуя по Южной Индии и обитая в пещерах.

Свами Шри Вишвананда Сарасвати


В 1936 году гуру создает «Общество божественной жизни», в начале сороковых годов открывает «Лесную академию йоги и Веданты», а несколько позже – несколько больниц, глазную клинику, «Всемирную Федерацию религий» и «Всемирную федерацию садху».

Свами Шивананда написал больше ста книг и «воспитал» сотни учеников. В своих трудах он передавал простым людям идеи, ранее бывшие достоянием лишь ученых брахманов.

Учение мастера, проникнутое бесконечной любовью и служением всем Божьим созданиям, основано на базовых принципах всех религий, которые он соединил в единый путь – путь йоги.

На западе этот стиль обрел известность благодаря знаменитому йогину и близкому ученику Шивананды – Свами Вишну-Девананде, профессору Хатха-йоги Лесной академии йоги и основателю Международной организации Центров Шивананда йоги и Веданты.

Он видел свою миссию в распространении йоги простым людям: гуру сформулировал пять фундаментальных принципов йоги, сделав их доступными для ежедневного применения.

Свами Вишну-Девананда явился вдохновителем двадцати Международных Центров Шивананда йоги и Веданты, семи Ашрамов, организовал курсы подготовки учителей, которые в настоящий момент прошли более пяти тысяч человек по всему миру.


Особенности стиля

Шивананда йога базируется на пяти основополагающих принципах:
Правильные упражнения. Верное выполнение асан оказывает благотворное влияние на все системы организма, омолаживают его, возвращают силу и гибкость. Практика асан особое внимание уделяет позвоночнику, поскольку он напрямую связан с мозгом и является основой центральной нервной системы.
Правильное дыхание. Пранаяма способствует накоплению жизненной энергии (праны), благодаря которой человек обретает контроль над своим сознанием. Кроме того, дыхательные упражнения способствуют исцелению некоторых болезней и избавляют от стресса.
Правильное расслабление. Регулярное выполнение Шавасаны необходимо для физического, духовного и ментального расслабления, поскольку постоянная напряженность негативно сказывается на состоянии тела и ума.
Правильное питание. Вегетарианство оказывает положительный эффект на тело и ум человека, снабжает его максимальным количеством полезных организму веществ, не имея при этом негативного влияния на окружающую среду.
Позитивное мышление (Веданта) и Медитация (Дхьяна) способствует ментальному, духовному и физическому благополучию.

Основное отличие данного стиля от других направлений Хатха-йоги заключается в том, что практика всегда проходит в расслабленном состоянии, поэтому начинающих йогов учат не столько асанам, сколько глубокой релаксации. Считается, что только в таком состоянии позы производят максимальный эффект, поэтому Шавасана выполняется несколько раз в течение занятия. Благодаря этому упражнению прана свободно течет по нади (психическим каналам), снимаются внутренние зажимы и психо-эмоциональные блоки. Таким образом, сила и гибкость не являются основополагающей целью Шивананда йоги.

Следующей особенностью этого стиля является строго определенная последовательность асан, которая обеспечивает сбалансированное растяжение мышц. Практика базируется на двенадцати основных позах: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимотанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матсиендрасана, Какасана (или Маюрасана), Падахастасана и Триконасана.

Триконасана

Как проходит занятие?

Практикующие подготавливают свой ум внутренней настройкой (релаксацией), за ней следует Пранаяма (Калабхати, Анулома-вилома), по завершении которой выполняется динамический комплекс Сурья Намаскар (Приветствие солнцу). Статическая практика состоит из асан, выполняемых медленно и с глубоким дыханием. По усмотрению преподавателя они могут несколько видоизменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Далее практикующие выполняют Шавасану (финальную релаксацию). Каждый класс начинается и заканчивается пением мантр.

Эффект

Шивананда йога является отличным средством достижения духовного и физического благополучия. Она наделяет человека собранностью ума и состоянием внутреннего равновесия, помогает оставаться спокойным и собранным в моменты жизненных испытаний и невзгод.

Регулярная практика позитивно влияет на общее физическое самочувствие, поскольку асаны стимулируют особые «точки пережатия», соответствующие акупунктурным точкам в Китайской медицине. Как результат – отличное снабжение тканей организма, приводящее к выведению токсинов и обильному поступлению питательных веществ.




Источник: http://enjoyoga.ru/styles/shivananda-yoga/

No comments:

Post a Comment